Регистрация

Пароль будет отправлен вам на e-mail.

Когда речь идет об улучшении качества миксов и произведений, то важно сосредоточиться на технологическом аспекте, который мы применяем, на форме и акустической обработке саунда.

Легко забывается важное правило: наше программное обеспечение, оборудование и студия превращают звук в новое звучание точно так же, как наша внутренняя система слуха – уши и мозг – преображают звук обычно.

Эта статья рассказывает вот о чем: советы и рекомендации по эксплуатации и манипулированию для слушателей встроенного оборудования

 

The-Matrix-Electrical-Signals

Матрица – электрические сигналы

“Если реальность – это то, что можно пощупать, понюхать, попробовать на вкус и увидеть, то тогда реальность – это просто электрические сигналы, интерпретируемые мозгом…”

Это понятие характерно и для психоакустики, важно знать несколько психоакустических принципов: существует способ изменять слуховую систему слушателей, делать ее более мощной и ясной, чем в жизни – вот в чем увлекательная сила музыки. Зная, как слуховая система интерпретирует звуки, мы можем творчески обрабатывать эту систему, воссоздавая определенные явления в части звуковых феноменов.

Здесь вы можете получить некоторое представление о том, как и почему отдельные виды обработки звука и эффекты так полезны, особенно эквалайзер, компрессия и реверберация, ведь они создают удивительные музыкальные впечатления для вас и ваших слушателей.

Например, естественный рефлекс уха: если возникает сильная звуковая волна, когда вы закрываете его, то оригинальный звук в динамике кажется очень громким, даже если он на самом деле очень тихий. Вы обманываете мозг, думая, что прикрыли ухо и уменьшили звук. Результат: опытная громкость заметно отличается от фактической громкости. Магия…

 

The-Matrix-Tasty-Wheat

Матрица – вкус пшеницы

“Откуда машины знают вкус пшеницы на  самом деле? Может быть, они просто перепутали. Возможно, им кажется, что вкус пшеницы на самом деле – хрустящий бас Skrillex’a…” и т.д. и т. п.

Наверное, достаточно цитат из фильма, давайте освободим свой разум и прочитаем следующее:

 

  1. Эффект Хааса

Некто по имени Хельмут Хаас впервые описал его в 1949 году, эффект Хааса используется, чтобы создать иллюзию свободного стерео всего из одного моно источника.

Хаас занимался изучением того, как наши уши могут интерпретировать разницу между различными звуками и их “ранее отражение в пространстве”. Он пришел к выводу, что на раннем отражении звука на время менее 35 мс и на уровне не более 10 дБ звук воспринимался громче, чем оригинал, а сдержанные звуки разной тональности воспринимались одинаково. Направленность оригинальных звуков сохраняется, но из-за небольшой разницы фаз на раннем отражении копии звучания добавляет дополнительное пространственное присутствие на воспринимаемый звук.

Если вы хотите в музыкальном контексте сгустить верхние тона или, например, получить искаженный звук от гитары или другого моно источника звука, то хороший способ – дублировать оригинал по частям с выставлением микшера в правое или левое положение а потом в противоположный край. Затем нужно задержать звук примерно на 10-35 мс (каждое приложение следует суммировать в рамках этого диапазона) либо путем смещения задней части клавиши на DAW шкале или путем вставки задержки копии на плагин с выбором соответствующей задержки времени. В результате мозг воспримет звук как фантастический по широте и пространству, при этом центральная часть остается свободной для других инструментов.

Вы можете использовать эту технику, когда действительно хотите достичь панорамирования монофонического сигнала на отдалении от шумного центра города, чтобы не замаскировывать другие источники звука, но в то же время вам не нужно разбалансировать микс путем сдвига только в одну или другую сторону. Ответ: Хаас и обработка моно сигнала в обоих направлениях.

Конечно, ничто не мешает вам задержать реальный стерео звук на одной из сторон, например для увеличения звука синтезатором до невероятных размеров. Только знайте, что звук получится немного не сфокусированным, а для лида и гитарного фона это часто это не совсем уместно.

При проигрывании времени задержки вы заметите, что при короткой задержке вы получаете неприятные изменения фазы звука, при слишком долгой задержке звучание разбивается, вы будете слышать два звука или отдельные звуки – это не то, что вам нужно. Золотая середина это – когда вы найдете то пространство, которое вам нужно.

Также следует помнить, что чем короче время задержки, тем больше будет подвержен звук жесткой фильтрации, когда каналы суммируются в моно – если вы делаете музыку в первую очередь для клубов, радио или других моно сред.

Вы вероятно также захотите подправить уровень каждой стороны относительно друг друга, чтобы поддерживать нужный баланс в миксе и находить баланс стерео спектра.

Не забывайте, что вы можете применять дополнительные эффекты для одной или двух сторон: например, попробуйте применить LFO – контролируемую модуляцию или эффект фильтра с задержкой на стороне.

Последнее предостережение: не переусердствуйте! Используйте эффект Хааса по по одному или двум результатам с максимально полном миксе, чтобы полностью избежать искажение стерео и сохранения эффекта каши.

 

  1. Частотная маскировка

Есть предел тому, как наши уши могут различать звуки, находящиеся на одинаковых частотах. Маскировка происходит, когда два или больше звуков занимают одинаковую частоту: в последовательной борьбе более громкие звуки заслоняют другие, которые словно исчезают из микса.

Bane-and-Batman-Dark-Knight-Rises-DKR

Bane и Batman

Не этот вид маскировки… Не этот  вид маскировки… хотя и этот может принести удовольствие.

 

Понятно, что это весьма нежелательное явление и одна из основных вещей, которую нужно знать в процессе записи, микширования. Это одна из главных причин для использования эквалайзера, чтобы убрать маскировку частот в миксе, но желательно во избежание серьезных проблем с маскировкой составить организацию нескольких этапов с применением нот и инструментов, которые занимают определенную частоту диапазона.

Даже если вы разобрались, как это делать, маскировка все равно портит микс. Будет трудно определить, почему определенные элементы соло все равно звучат по-разному до полного смешения. Проблема, скорее всего, будет возникать из-за того, что доминирующая частота звука будет занимать много места, при этом гармоника звука будет проявляться на разных частотах, а некоторые из них все еще будут замаскированы.  В этот момент как раз вступает эквалайзер.

Audiomania

 

  1. Акустический рефлекс уха

Как упоминалось в введении, при столкновении со звуком высокой интенсивности – если там можно выразиться – грохот падающего кирпича – мышцы среднего уха непроизвольно начинают сокращаться, это небольшое количество колебательной энергии передается на чувствительную улитку уха (орган, который преобразовывает звуковые вибрации в электрические импульсы для обработки мозгом. В принципе, улитка защищена от более сильных битов.

 

Brick-Tamland-Loud-Noises-Anchorman-1024x576

“Громкие звуки!”

Мозг применяет для интерпретации динамического сигнала звуки ограниченной громкости – вначале он слишком громкий, но далее громкость начинает уменьшаться, так как ушные мышцы сокращаются в ответ, поскольку они слишком чувствительны к громким шумам.

Этот принцип часто используется в кино, особенно он полезен для имитации физиологического воздействия массовых взрывов и стрельбы высокой интенсивности, не вызывая при этом фактического искажения звука.

 

425e2e18d46b305ac79a2a46e669636e

Вы можете это проверить – висцериальные сцены – это настоящий взрыв! Помните, как в фильмах 28 дней спустя часто приводится висцериальное аудио насилие (особенно часто это бывает с кадрами пылающих зомби). А какие шумы воспроизводят сами зомби…

 

Ушной рефлекс позволяет имитировать громкий звук, это можно сделать при работе с динамикой вручную. Например, вы можете сделать взрыв очень громким, на самом деле выключая звук искусственно после перехода – мозг будет интерпретировать это как естественный чрезвычайно громкий звук – который воспринимается громче, чем звук естественный. Также это хорошо работает при ударах, выстрелах, и других эпических эффектах, что могут перемешать песню в клубе или электронный трек.

Это явление позволяет понять, почему сжатый звук кажется таким увлекательным – оно может быть использовано как свой способ имитации громкости – об этом ниже.

 

  1. Имитация мощности и громкости даже при невысоком уровне громкости.

Если взять только самое важное из этой статьи, то это должен быть природный слух. Частотная характеристика его имеет нелинейное значение. Если боле конкретно, то наши уши чувствительны к среднему звуковому диапазону, а не к звукам из верхней и нижней части спектра. Обычно мы не замечаем, что слышим определенный звук, а наш мозг смещает его к среднему звуковому диапазону, однако это становится более очевидным при внимательном рассмотрении, когда вы понимаете, что относительный уровень инструментов на разных частотах будет изменяться в зависимости от общей громкости.

Прежде чем отказаться от стремления провести эксперимент с осознанием звука, хотя ваши собственные уши и являются препятствием к достижению идеального звучания, поймите, что это явление можно обойти. Вы сможете ловить нелинейный отклик звука на различных частотах и объемах, чтобы создать впечатление повышенной громкости и боя в миксе даже при прослушивании на низком уровне громкости.

Нелинейные слуховые явления были впервые описаны исследователями Харви Флетчером и Мансоном Вилденом в 1933 году. Хотя данные и графики, которые создавались тогда, были впоследствии усовершенствованы, их выводы были близки к реальности, а потому фраза Флетчер-Мансон продолжает оставаться главной для всего, что соотносится с “контурами равной громкости”.

В общем, учитывая все это, вы должны быть в состоянии сделать балансировку лучше на низком уровне громкости (также это позволяет сберечь ваши уши от лишней усталости). Громкость – это не всегда хорошо для создания баланса, поскольку, согласно Мансону-Флетчеру, звук начинает казаться ближе.

В определенных ситуациях – например, при смешивании звуков для фильмов, лучше смешивать звуки на одном уровне и в одинаковых условиях, близких к кинотеатру, где состоится показ. Именно поэтому дубляж фильма имеет много общего с показом в кинотеатре. Наибольшее эквивалентное значение для киноиндустрии имеет поп микс, предназначенный для воспроизведения стерео вашего автомобиля: он дает лучший микс результат для конечного слушателя и окружения: не обязательно миксовать то, что звучит дорого и стоит 1 миллион долларов.

 

Skywalker-Sound-Dubbing-Theatre

Кино-шкала микширования в студии Skywalker Sound

 

Итак, как же учесть способность наших ушей воспринимать средний диапазон на практическом уровне? Попробуйте воспроизвести любой музыкальное произведение на низком уровне громкости. Постепенно переходите вверх: по мере увеличения уровня громкости вы можете заметить, что предрасположенность вашей слуховой системы к среднему импульсу оказывает меньшее влияние, нежели пропорциональное построение высоких и низкочастотных звуков, которые дают большую громкость.

Теперь самое интересное: учитывая, что экстремальных высоких и низких частот выделяется больше, мы можем создать впечатление компенсации на низких уровнях громкости за счет уменьшения средней дальности или усиления высоких и низких частей спектра. На графическом эквалайзере это будет выглядеть как смайлик, именно поэтому производители говорят о скупости среднего диапазона при добавлении веса и мощности для микса.

paranoia-agent-pixel_1917079

Пендулум – мастерское разумное применение динамики

Этот прием может применяться в любом случае – для обработки миксов, чтобы осторожно расширить звук эквалайзером для сведения и мастеринга; для применения “совка” – чтобы выбрать только один или два широкополосных инструмента или их сочетание, то есть просто суб микс барабанов и гитары. По мере приобретения опыта не забывайте о данном принципе (если у вас хороший слух, и такие вещи вы делаете естественно) – вы можете начать создание трека с выбора аранжировки и аппаратуры с общей динамической частоты с самого начала. Особенно это эффективно для таких стилей, как драм-энд-бейс, где вы можете добиться потрясающих эффектов и богатого звучания миксов при помощи всего нескольких элементов, которые действительно работают при обрыве высокитх и низких частот.

 

nirvana-nevermind

Невермайнд, создатель Бутч Виг

Нивелирование в среднем диапазоне может выступать как показатель номинального базового уровня, созданного искусственно низкого звука – такого, как фальш для танцпола с целью усилить акцент на массивных басах и высоком классе ударных. Это хорошо работает и для рока: просто послушайте Невермайнд Нирваны, когда громкие частоты были взяты из среднего диапазона.

Просто помните при ведении тонкой настройки: очень легко переусердствовать с расширенной регулировкой частоты через весь микс. Если вы сомневаетесь, оставьте это на потом.

 

  1. Равная громкость Часть II: Флетчер-Мансон наносят ответный удар.

Эффект приближения звука и усиления громкости влияет на нелинейный отклик слуха, он одинаково полезен для микса: вы делаете больше, чем просто скатываетесь в экстремальные максимумы и минимумы. Это создаст ощущение большей глубины микса, толкая определенные виды инструментов в воображаемую даль и удерживая на переднем плане тяжелые инструменты.

Этот и предыдущий трюк работает, поскольку наш слух интерпретирует, что мы находимся далеко от источника звука – при этом низкочастотные звуки получают более емкое содержание относительно средних частот. Это все потому, что уши приспособились учитывать основы физики  газообразной атмосферы Земли: любой звук проходит более короткое расстояние при наличии высокочастотной энергии, далее он просто рассеивается в воздухе, попадая в атмосферу.

Поэтому, чтобы сдвинуть звук назад в миксе, попробуйте скатить объем звука к высоким частотам и слушайте, как отступают другие элементы. Особенно это полезно для выделения вокала перед бэк-вокалом (устанавливайте БВс выше 10 КГц, для увеличения основного вокала в тех же пределах). Также я считаю полезной эквализацию субмикса барабанов для большей энергии, однако важно не сделать ее слишком фронтальной (оттенок реверберации также важен).

 

  6. Переходные процессы способствуют возникновению устойчивых тихих звуков того же уровня.

Такой звуковой принцип, как сжатие, позволяет сделать вещь более громкой и захватывающей, без фактического увеличения пикового уровня. Компрессор реагирует не столь интуитивно, как человеческое ухо, но он реагирует сходным образом на короткую продолжительность звука – он не воспринимается, как громкий звук того же уровня (это называется RMS или среднеквадратичный отклик – матем способ определения среднего уровня сигнала).

Поджимая “хвосты” звуков – к примеру, боя барабанов, которые звучат относительно тихо в сравнении с энергией переходного процесса, вы обманываете мозг, который думает, что барабан начал звучать значительно громче, хотя пиковый и переходный уровень не изменились. Это подобно тому, как компрессор выживает каждую унцию звука из ваших мелодий и миксов – будьте осторожны и не выбирайте прямолинейное сжатие.

 

  1. Ранее отражение реверберации как эффект “утолщения” звуков.

Если совместить принцип Хааса с предыдущим советом о восприятии устойчивых звуков как более громких, чем коротких звуков того же уровня для переходных процессов, то вы начнете понимать, что добавления реверберации для раннего отражения можно применять для сгущения трека. Это может занять время – привыкание к мысли, что реверберация рассеивает звуки и создает вещи в фоновом режиме. Здесь мы используем понятие из реверберации – хвост для существенного умножения и распространения в течение короткого времени части звука при первичной звуковой атаке. Увеличивая громкость звука, мы получим его так называемое утолщение – это естественный способ, который позволяет легко преображать фактуру и интонацию посредством управления различными реверберациями. Дистанцирование и диффузионные эффекты для длинного “хвоста” позволяют сохранить характер звучания.

 

  1. Отделяйте звук от его источника

Созданный звук подобен звуку, воспринимаемому в его окончательном контексте.

Этот принцип используется буквально для создания звуковых эффектов в фильмах, когда лучшие саунд-дизайнеры развивают способность полностью отходить от качества звука и получать звук из оригинального источника. Вот как Бен Берт придумал культовый звук для световых мечей в  фильме Звездные войны:

Luke-vs-Vader-Lightsabers

Люк против Дарта Вейдера – световые мечи

“У меня оборвался провод на одном из микрофонов, как будто я присел на телевизор, а провод стянул для удовольствия, чтоб обрызгать его слюной – обычная ошибка звукорежиссера. Но иногда плохой звук может стать твоим другом. Я записал звук от электронно-лучевой трубки и соединил его с гудением старого кинопроектора – этот микс и стал основой для звука световых мечей.”

– Бен Берт – ответственный за звучание в Звездных войнах, The Sounds Of Star Wars интерактивная книга.

Тем самым Барт становится оригинальным создателем глюков.

 

Johnny-Cash-I-Walk-The-Line

Джонни Кэш

 

Обратимся к книге Джонни Кэша “Я иду по линии”, в которой показана техника скольжения листа бумаги по струнам гитары, чтобы создать собственный “малый эффект” барабанов. Видимо, он сделал это потому, что такой эффект не использовался в музыке кантри в то время, но он любил звук, и ему хотелось это использовать. Звук в сочетании с “ритмом поезда” создал образность и лиричность путешествий в поезде, он позволил создать для песни совершенно новое измерение. И все это при помощи небольшого листа бумаги.

Последний пример: Roland TR-808 и TB-303 изначально были предназначены для имитации реальных ударных и басов для соло музыкантов. Они очень походили на звучание реальных инструментов, но при неправильном обращении они создавали то, что отличало их от реальных инструментов – превращали басы в кричащий кислотный резонанс и настройки, которые роднили звук со звуком  ‘бум’ от создателей техно, Хуан Аткинс и Кевин Саундерсон воспринимали потенциал своих звуков за нечто более увлекательное, чем создание резервного звучания для соло гитариста для концерта в пабе.

Поэтому помните – неважно, создаете ли вы звуковой эффект для фильма или микс для рок-группы – вам не придется довольствоваться сырым или обычным звучанием инструментов, с которого вы начинали. Это аналогично тому, что в перевернутой кухне вы обнаружите, что кастрюля дает вам звук лучше, чем дорогие ударные, настроенные правильным образом! Если вам кажется, что крик слона является идеальным дополнением для разделения басов в дабстеп, то это хороший способ. Единственное, что имеет значение – это восприятие конечного результата – уши волнуют лишь звук, который в них попадает.

 

  1. Наслоение звучит в комплексе «целого»

Amon-Tobin-ISAM-Cover-Art

Амин Тобин знает один или больше эффектов многослойности, он создает необычные образцы звука для кинематографа

 

Мы уже упоминали о том, что наши уши могут иметь проблемы с расшифровкой звука, там, где заканчивается один звук и начинается подобный ему. Еще один психоакустический феномен наших ушей: их легко обмануть, когда речь идет о наслоении звуков – даже в более широких диапазонах частотного спектра – если это сделано аккуратно, они просто не будут отличать отдельные компоненты и будут читать звук одним слитным и фактурным. Это в основном работает для музыкальных аккордов, также этот принцип работает для создания огромного и пышного стиля звукового оформления в Голливуде – это могут быть очень сложные эффекты в электронной музыке.

Один эффект состоит из нескольких отдельных звуков в каждом частотном диапазоне (это способ избежать простой маскировки одного звука другим) и добавлять собственный тембр или динамику в целом, все вместе они обеспечивают глубину, текстуру и мощность, просто невозможно спутать один источник звука с его обработанным вариантом.

Вы можете использовать эту технику для создания наслоений инструментов, включая гитару и синтезатор для постепенного повышения уровня звука (что может также распространяться на стерео с применением эффекта Хааса), для создания миксов с ударными, с участием частотных и тембральных элементов из нескольких источников для создания окончательного трекса в стиле техно хаус или даб степ с ударами малого барабана. Возможности для обмана нашего слуха безграничны!

 

Надеюсь, все это вдохновит вас на поиски акустики и звукового оформления. Не забудьте оставить комментарий ниже. Спасибо!

News.
MUSICSTATE
Подпишитесь и получайте от нас раз в неделю, самые актуальные новости в мире музыки.
ВВЕДИТЕ EMAIL
       
News. Music State.
Подпишитесь и получайте от нас самые актуальные новости раз в неделю.
ВАШ EMAIL
Подпишись на MUSICSTATE
Спасибо, что присоединился к нам
ЭТО ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР
       
Спасибо!
Теперь ты с нами
Это правильный выбор
       
Спасибо!
Теперь ты с нами
Это правильный выбор
Пожертвуй на развитие проекта
Поддержи нас!
Мы создали проект Musicstate на энтузиазме! Цель его, помогать музыкантам развиваться получая знания абсолютно бесплатно!

Если ты считаешь, что мы поступаем правильно, поддержи наш проект финансово. Каждая копейка будет вложена в написание качественного материала для тебя!